Рентабельность продукции выступает одним из наиболее распространенных относительных показателей оценки величины финансовых результатов компании. Несмотря на простоту алгоритмов расчета, не все обладают четким представлением о целях вычисления рентабельности и основных случаях применения этого показателя.

 

В чем практическая польза показателя рентабельности продукции?

Базовое определение рентабельности продукции

Рентабельность продукции — механизм вычисления

Вариант расчета на основе данных отчетности

Рентабельность продукции — базовый индикатор ФНС

В чем практическая польза показателя рентабельности продукции?

Любой бизнесмен, начиная собственное дело, предполагает, что будет регулярно получать информацию о его результативности, уровне прироста активов и пр. Для сбора и обобщения подобных данных служат инструменты финансового анализа. С его помощью можно как оценить текущее положение дел, так и спланировать наиболее вероятные результаты в будущем, а также оценить возможные риски. Одним из элементов комплексной оценки последствий проведенных хозяйственных операций служит рентабельность продукции.

Рентабельность в наиболее общем виде — это отношение прибыли к какой-либо анализируемой величине. Исходя из этого, видов рентабельности может быть очень много. Например: рентабельность продаж, издержек, активов, персонала, основных фондов и т. д. Таким образом, складывается определенная система, отражающая результативность использования ресурсов фирмы.

 

Базовое определение рентабельности продукции

Если мы разделим прибыль на стоимость всей произведенной готовой продукции, то получим искомый показатель рентабельности продукции. В результате собственник может оценить, сколько прибыли получено на каждый рубль, вложенный в производство реализуемых изделий.

 

Рентабельность продукции — механизм вычисления

В ходе проведения аналитических процедур оценивают рентабельность продукции как всей номенклатуры изделий, так и каждого ее вида в отдельности. Формула при этом имеет следующий вид:

Рп = П / Сб × 100%,

где:

Рп — рентабельность продукции;

П — прибыль;

Сб — себестоимость.

В то же время допускаются варианты расчета рентабельности продукции в зависимости от используемых показателей:

  • чистая прибыль или прибыль от продаж;
  • полная или производственная себестоимость.

Исходя из этого, можно получить совершенно разные значения рентабельности продукции, характеризующие разные стороны деятельности компании.

 

Вариант расчета на основе данных отчетности

Как правило, для расчета рентабельности продукции данные формы 1 не применяются, а используется отчет о финансовых результатах компании (форма 2). Наиболее типичными методиками вычисления являются следующие:

  1. В случае применения чистой прибыли и себестоимости полной:

Рп = Ячейка 2400 формы 2 / (Ячейка 2120 формы 2 + Ячейки 2210 и 2220 формы 2) × 100%.

  1. Имея чистую прибыль и производственную себестоимость, получим следующую рентабельность продукции:

Рп = Ячейка 2400 формы 2 / Ячейка 2120 формы 2 × 100%.

  1. Применяя прибыль от продаж и общую себестоимость, сделаем следующий расчет:

Рп = Ячейка 2200 формы 2 / Сумма ячеек 2120, 2210 и 2220 формы 2 × 100%.

  1. Заменив в предыдущей формуле знаменатель на производственную себестоимость, вычислим:

Рп = Ячейка 2200 формы 2 / Ячейка 2120 формы 2 × 100%.

Допустимой в России считается рентабельность продукции на уровне 12%, однако она может меняться в зависимости от региона и вида деятельности, в связи с чем целесообразнее в качестве эталона применять среднеотраслевой показатель.

 

Рентабельность продукции — базовый индикатор ФНС

Небезынтересным является тот факт, что слишком низкий уровень рентабельности, как и ее чрезмерно высокое значение, может стать одной из причин визита проверяющих из налоговой инспекции. На это прямо указывает приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Так, проверяющие будут пристально следить за теми компаниями, рентабельность в которых отклоняется от средней по отрасли на 10 и более процентов.

Где же брать эталон, на который будут опираться инспекторы? Он приведен в приложении № 4 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. В связи с этим не будет лишним регулярно знакомиться с изменениями этого примечательного документа, чтобы вовремя спрогнозировать возможные риски.

***

Показатель рентабельности продукции важно оценивать не только с точки зрения успешности бизнеса, но и с позиции возможных налоговых последствий. Для расчета этого показателя могут применяться различные виды прибыли и варианты определения себестоимости, в связи с чем и результат может значительно колебаться. Необходимо регулярно сравнивать рентабельность компании со среднеотраслевой, чтобы своевременно знать о возможных рисках проверок.