При ликвидации учреждения бухгалтер в соответствии с действующим законодательством должен полностью закрыть все счета учета и составить все необходимые финансовые отчетные документы. Одним из обязательных документов является промежуточный ликвидационный баланс (образец заполнения 2018 будет представлен далее). Во время его составления и подачи возникает множество вопросов, о которых и пойдет речь далее.

Кратко о процедуре ликвидации

Ликвидация юридического субъекта – это процедура, которая должна привести к полному прекращению деятельности субъекта коммерческой деятельности. Ликвидацию нельзя путать со слиянием, реорганизацией и т.д. Законодательно процедуру регламентирует Гражданский Кодекс нашей страны.

В общем виде механизм ликвидации предприятия может быть представлен в таком виде:

  1. Утверждение решения о том, что субъекта необходимо ликвидировать. Принимается на основании Решения органа управления. Это может быть Совет акционеров, директоров и другие управленческие органы;
  2. Информирование территориальной налоговой инспекции о том, что предприятие входит в процедуру ликвидации;
  3. Создание функционирующей ликвидационной комиссии;
  4. Информирование общественности о том, что компания собирается прекратить свое функционирование. Это осуществляется через телевидение или печатные издания;
  5. Обязательное провидение полной инвентаризации, как основных средств, так и других материальных активов. Проводится инвентаризация счетов, сверка взаиморасчетов и т.д. По итогу инвентаризации предпринимаются меры по взысканию всей имеющейся дебиторской задолженности клиентов;
  6. Составляется промежуточный ликвидационный баланс (скачать образец можно здесь);
  7. По мере возможности происходит расчет с кредиторами. Погашаются первоочередные долги;
  8. Составляется итоговый ликвидационный баланс;
  9. Происходит распределение активов, которые остались после погашения всех долгов и продажи, между соучредителями предприятия;
  10. Государственное оформление ликвидации предприятия.

Исходя из представленного алгоритма действий, можно сделать вывод, что ликвидационный баланс во время всей ликвидации создается ни один, а два: ликвидационный и окончательный.

Обо всех своих действиях предприятие информирует налоговую службу. Есть строго утвержденный бланк – форма Р15001 (бланк такой формы можно скачать здесь). В заполнении нет ничего сложно, но если возникли вопросы, то можете скачать заполненный образец документа.

Далее поговорим о том, что такое промежуточный ликвидационный баланс, какая его форма и образец заполнения.

Промежуточный ликвидационный баланс

Обращаем внимание на то, что  промежуточный ликвидационный баланс (бланк можно скачать здесь) может быть составлен только после того, как все кредиторы предъявили свои требования к предприятию. Составлять такой документ без заявления кредиторами своих требований невозможно. Это нарушение закона.

Информация, которая обязательно должна присутствовать в форме:

  • Оценочная стоимость всего имущества, которое было выявлено по итогу провидения инвентаризации. Если были выявлены не оприходованные товарно-материальные ценности, их необходимо оприходовать и отразить в балансе;
  • Требования, которые были предъявлены кредиторами с учетом рассмотренных результатов их погашения;
  • Требования, которые были приняты на баланс с учетом судебных решений.

И если с материальными ценностями более понятно – все ТМЦ должны быть подтверждены актами инвентаризации, то вот с требованиями кредиторов не все так просто.

Перечень требований, которые были предъявлены кредиторами, отразить в полном объеме в балансе не возможно. Нужно сделать приложение в виде списка таких требований. В этом же списке отразить информацию о том, приняты ли такие требования ликвидационной комиссией или нет.  Весь документ должен быть пронумерован, сшит и на обороте скреплен печатью ликвидируемого предприятия.

Также отражаются и те требования, которые уже приняты к учету не ликвидационной комиссией, а по решению суда. Если список таких требований велик, то нужно подготовить аналогичный документ, сшить его и пронумеровать, на обороте зафиксировать печать.

И здесь возникает вопрос, как тогда промежуточный баланс может быть нулевым, как говорят многие бухгалтера? А никак. Люди путают ликвидационный итоговый баланс и промежуточный. Промежуточный ликвидационный баланс не может быть нулевым. Если же Вы его по каким-то причинам таким сделаете, то это будет ошибкой.

Любой промежуточный баланс должен быть утвержден. Утверждает его не ликвидационная комиссия, как думает большинство, а только учредители предприятия. Дополнительно такой баланс может утверждать представитель местных органов власти (в случае, если предприятие является государственным).

Но если в отношении ликвидируемого предприятия подан иск от кредитора в разрезе погашения кредиторской задолженности, и решение еще не вынесено, то утверждать ликвидируемый баланс не стоит.

Не стоит этого делать и в случае, если налоговая инспекция будет проводить выездную проверку на ликвидируемый объект. Пока инспекция не вынесет утвержденный акт проверки, утверждать ликвидационный баланс не возможно.

Куда сдавать промежуточный баланс?

Допустим, баланс подготовлен промежуточный, и что далее? Рекомендуем сдать его в налоговую инспекцию для того, чтобы представители фискальных органов проверили его на существенность и достоверность, и потом вынесли решение о достоверности ликвидационного баланса.

Если внимательно изучить законодательство, то нигде нет обязательной нормы о том, что баланс необходимо сдавать в ФНС. Но здесь появляется законодательная коллизия: зарегистрировать ликвидацию предприятия регистрирующий орган не сможет до тех пор, пока он не удостовериться в достоверности отчетности.

Следовательно, сдавать промежуточный баланс необходимо.

Итоговый ликвидационный баланс

После того, как требования кредиторов удовлетворены, в том числе и за счет продажи части имущества, или за счет полной реализации всех активов, предприятие составляет итоговый ликвидационный баланс.

Итоговый баланс может быть нулевым, и он часто таковым и является. Но есть те предприятия, у которых не получается создать полностью нулевой баланс, что делать в таком случае? Многие все-таки задаются вопросом о том, должен ли быть баланс нулевым или нет?

Однозначного ответа на данный вопрос нет. Связано это с отсутствием четкого алгоритма провидения процедуры ликвидации. Например, остается открытым вопрос: ликвидационный итоговый баланс составляется до перераспределения остаточных активов между соучредителями или после (а это очень принципиальный момент).

Вывод один: решение о том, каким должен быть итоговый ликвидационный баланс, полностью принадлежит ликвидационной комиссии.

Промежуточный ликвидационный баланс

 По поводу правил заполнения и составления ликвидационного баланса, то на законодательном уровне также нет особых рекомендаций по этому вопросу. Баланс составляется как обычно. Используется стандартная форма баланса. Нет даже строго утвержденной формы. Предприятие вольно выбирать ту форму, которую использует обычно. Главное, просто указать, какой это документ – промежуточный ликвидационный или просто ликвидационный баланс.