Деятельность любой организации, в частности, имеющей множество подразделений, может сопровождаться перемещением товарно-материальных ценностей внутри подразделений. Но даже такие операции в соответствии с правилами бухгалтерского учета и правилами документооборота не могут быть не оформлены. Для оформления таких операций по внутреннему перемещению есть специальные формы, одной из которых и является форма М-11. О ней и пойдет речь далее. Будет рассмотрено, для чего такая форма нужна и как правильно она должна быть составлена.

Когда применяется форма М-11

Итак, когда необходимо составлять форму М-11? Такой документ нужен в обязательном порядке в том случае, если внутри предприятия происходит перемещение материально-производственных запасов. И прежде, чем далее рассмотреть, как выглядит форма м 11 требование накладная (образец заполнения  будет представлен далее), необходимо напомнить, что такое материально-производственные запасы, МПЗ.

МПЗ – это активы предприятия, которые могут быть использованы в качестве сырья и материалов при производстве готовой продукции, которая служит главным объектом производства и впоследствии будет реализована покупателям; это сырье и материалы, полуфабрикаты и т.д., которые приобретаются с целью дальнейшей перепродажи, или используются для организации и обеспечения управленческого процесса.

По поводу документа, то форма является строго утвержденной. Она утверждена еще в 1997 годом, точнее — 30 октября 1997 г. Государственным комитетом статистики. Правда, каждый бухгалтер должен знать: форма является унифицированной, но она не должна в обязательном порядке применяться на фирме. Бухгалтер имеет право видоизменить документ так, как того требуют потребности компании. Главное – это сохранить суть документа и содержание.

Когда применяется типовая форма М 11:

  • Когда происходит отпуск материалов и запасов со склада на любые производственные нужны в производственные цеха компании;
  • В случае внутреннего перемещения материально-производственных запасов между имеющимися в компании цехами;
  • При переходе материальных ценностей, находящихся под ответственностью одного материально ответственного лица, в ответственность другого МОЛ;
  • В случае возврата части или полного возврата материально-производственных запасов на склад. Главное, чтобы возврат был произведен от внутренних подразделений, а не от партнеров или контрагентов;
  • Когда происходит отгрузка произведенной готовой продукции с цеха на склад готовой продукции;
  • В случае возврата полученных отходом, бракованных запчастей и т.д.

Вне зависимости от того, что привело к такому перемещению, документ должен быть составлен в любом случае.

Многие бухгалтера почему-то путают такую форму с другим первичным документом – лимитно-заборной картой, форма М-8. Но это не правильно, два документа, хотя и имеют схожее назначение и реквизиты для заполнения, имеют существенные отличия, о которых необходимо знать.

Различия лимитно-заборной карты и формы М-11 в следующем:

  1. Форму 11 можно применять даже в том случае, когда происходит не лимитированный отпуск товарно-материальных ценностей;
  2. В Форме 11 можно сразу указывать множество наименований и оформлять многочисленное перемещение внутри одних подразделений одним документом.

Форма 11: как составляется

Скачать бланк формы м 11 требование накладная  можно здесь. Его составляет тот, кто проводит перемещение материально-производственных запасов, то есть кладовщик, материально-ответственное лицо, начальник цеха и т.д. Документ в обязательном порядке составляется в 2-х экземплярах. Если на предприятии бухгалтерский учет является автоматизированным, то тогда допустимо, что саму форму формирует бухгалтер и потом предоставляет ее в необходимом виде на подпись на склад или другое подразделение.

Обязательные для заполнения реквизиты:

  • Название предприятия, в рамках которого такой документ составляется. Обязательно указать код ОКПО такого предприятия;
  • Наименование подразделения, с которого производится перемещение материально-производственных запасов;
  • Наименование внутреннего подразделения, которое будет получать МПЗ;
  • Фамилия, имя, отчество материально ответственного лица, которое передает МПЗ, и ФИО того, кто их получает;
  • Подписи таких лиц;
  • Полное наименование материально-производственных запасов, которые передаются, с указанием их наименования и количества передачи. Например, единицами измерения могут быть штуки, килограммы, литры, тонны и т.д.;
  • Дата составления документа.

Более никакой информации в таком документе не указывается, если он составляется непосредственно кладовщиком или другим ответственным лицом, не осведомленным о стоимости таких МПЗ.

Требование накладная форма м 11, пример заполнения  можно скачать здесь и видоизменить под потребности своего предприятия.

 После получения такой первичной документации бухгалтерией она в нем или на его основании проставляет данные о стоимости таких передаваемых запасов с учетом используемого метода выбытия себестоимости запасов. После это проводится отражение перемещения на счетах бухгалтерского учета.

Кстати, важным моментом является требование по поводу хранения такого первичного документа. Накладная-требование по указанной форме должна храниться в бухгалтерии не менее 5 лет.