Валовая прибыль позволяет определить в наиболее общем виде уровень эффективности работы компании. Формула валовой прибыли и подходы к ее расчету, а также методы проведения анализа давно сформировались в процессе практики ведения бизнеса. Ориентируясь на валовую прибыль как ключевой индикатор, организации выбирают для себя наиболее выгодные виды хозяйственной деятельности.

Термин валовой прибыли и его значение

Валовая прибыль — это разница между доходами и расходами?

Как рассчитать валовую прибыль

Источники данных и состав показателей для расчета валовой прибыли

Термин валовой прибыли и его значение

Хотя формально извлечение прибыли не должно быть единственной целью деятельности, ее наличие обусловливает жизнеспособность компании. Валовая прибыль получается путем уменьшения поступлений от продажи на сумму понесенных затрат.

Основными предпосылками, с большой долей вероятности обеспечивающими получение валовой прибыли, выступают следующие условия:

  • наличие в обществе потребности в том или ином товаре или услуге, то есть наличие спроса;
  • присутствие у субъекта хозяйствования возможности производить необходимый товар или услугу по приемлемой для покупателей цене.

Окончательная цена реализации будет определяться себестоимостью единицы продукции, которая формируется путем суммирования затрат на ее изготовление. Получается, что показатель валовой прибыли характеризует оптимальность использования имеющихся в компании средств для ведения деятельности.

 

Валовая прибыль это разница между доходами и расходами?

В наиболее общем виде валовая прибыль получается как разность между объемом продаж продукции или услуг в денежном выражении и издержками на их производство. При этом учитываются все возможные суммы, относящиеся как к реализации, так и к вложениям в изготовление товара.

Аналогичное правило при расчете валовой прибыли действует и в отношении услуг.

За какой временной промежуток рассчитывать валовую прибыль, каждая фирма решает самостоятельно, опираясь на имеющиеся потребности и исходя из практической целесообразности. Это может быть день, неделя, декада, месяц, квартал, год и т. д.

 

Как рассчитать валовую прибыль

Каковы же подходы к определению валовой прибыли в хозяйственной практике? Формула расчета валовой прибыли имеет следующий вид:

ВП = Выр – Из,

где:

ВП — валовая прибыль;

Выр — суммы, вырученные от реализации;

Из — издержки производства.

Для компаний, выбравших в качестве основной деятельности торговлю, формула валовой прибыли может строиться на основе среднего процента наценки. При выборе подобного варианта определения валовой прибыли алгоритм будет другим:

ВП = ВД – Из,

где

ВП — валовая прибыль:

ВД — валовой доход (сумма торговой наценки);

Из — затраты, связанные с реализацией.

Альтернативным вариантом служит определение валовой прибыли через товарооборот по формуле:

ВП = ТО × Тн /100 – Из,

где:

ВП — валовая прибыль;

ТО — итоговая сумма оборота;

Тн — средний процент наценки.

 

Источники данных и состав показателей для расчета валовой прибыли

В качестве основы для вычисления валовой прибыли используется весь комплекс отчетной информации компании о выручке и себестоимости.

В зависимости от отрасли бизнеса перечень используемых в расчете валовой прибыли статей может существенно отличаться от компании к компании:

  1. Поступления от реализации производственной организации будут включать:
    • суммы от продажи основной продукции;
    • доход от операций с внеоборотными активами;
    • поступления от прочей деятельности, не относящейся к основной;
    • доход от реализации ценных бумаг.
  2. В качестве доходов от реализации торговой компании выступают:
    • сумма выручки, поступившая от сбыта товаров;
    • поступление платы за дополнительный сервис, связанный с продажей;
    • выручка от операций, проводимых с прочим имуществом.

Для вычитаемого формулы используется показатель затрат, который также может включать разные показатели в зависимости от сферы деятельности фирмы:

  1. Для промышленных организаций:
    • затраты на сырье, материалы, ремонт;
    • расходы на оплату труда с учетом страховых взносов;
    • административные затраты по управлению производством;
    • суммы начисленной амортизации;
    • управленческие расходы;
    • коммерческие расходы.
  2. Для организаций торговли перечень будет немного иным:
    • покупная цена товаров для реализации;
    • затраты на транспортировку;
    • расходы на оплату труда с учетом взносов во внебюджетные фонды;
    • плата за использование торговых помещений, не принадлежащих на праве собственности;
    • логистические расходы;
    • рекламные и прочие маркетинговые затраты;
    • прочие издержки.

Все перечисленные пункты необходимо учитывать при расчете валовой прибыли организации.

 

***

Как основной индикатор отдачи, получаемой от бизнеса, значение валовой прибыли компании должно вычисляться регулярно.

Порядок расчета валовой прибыли, несмотря на единство общего методического подхода, может отличаться от отрасли к отрасли.