В практике предприятий уже несколько лет используется универсальный передаточный документ, сокращенно – УПД. Он не является обязательным для применения, хотя и рекомендован Министерством финансов и ФНС для упразднения документооборота в организациях. Главным преимуществом УПД является его форма, позволяющая сразу заменять им несколько первичных документов. И компании, которые занимаются предоставлением услуг потребителю, а не продажей товаров, интересует вопрос о том, а заменяет ли УПД акт выполненных работ? И далее ответим на этот вопрос.

УПД для предприятий, оказывающих услуги: да или нет?

Если внимательно почитать информацию о том, что представляет собой УПД, то становится ясно, что это комплексный документ, состоящий из двух частей:

1 часть – это часть счет-фактуры. Можно даже сказать, что просто взяли форму счета и неким образом вставили ее в форму УПД;

2 часть – это часть товарной накладной.

Но такое мнение касается только тех организаций, которые занимаются продажей товаров. Вообще-то, вторая часть документа – это передаточная часть, состоящая из информации, которая подтверждает факт передачи товара, готовой продукции или услуги. Таким образом, вторая часть заменяет или товарную накладную, или  акт выполненных услуг.

Таким образом, ответ на поставленный вопрос однозначный: УПД вместо акта выполненных работ может быть использован по желанию для упразднения документооборота.

Более подробно узнать о том, какие рекомендации по заполнению и составлению универсального передаточного документа существуют в России, можно здесь. Также здесь рассказано о том, какой статус может иметь документ в случае его использования для комплексного предназначения, или для универсального.

Другой вопрос: может ли предприятие просто осуществить переход на УПД? Да, может, но при этом необходимо соблюсти некую процедуру перехода – издать внутренний документ, распоряжение, о том, что на предприятии будет использован УПД.

Внимание: каждая организация имеет право видоизменять утвержденную форму документа в соответствии с особенностями хозяйственной деятельности. При этом документ должен содержать всегда обязательные реквизиты. Также рекомендовано, чтобы в УПД видоизменялась только вторая часть документа, а вот часть счет-фактуры оставалась в первозданном виде.

Использование УПД для оказания услуг

Если предприятие оказывает только услуги, то тогда никаких проблем с заполнением и использованием УПД не должно возникнуть. Компания для себя определяет цель документа – только для замены счет-фактуры или для комплексной замены двух документов, и потом осуществляет заполнение. 

Но на практике возникают ситуации, когда предприятие сразу и реализует товар, и оказывает услугу, например, услуги погрузки, транспортировки, доставки на этаж и т.д. И тогда возникает вопрос: допустимо ли использовать УПД и для продажи товара, и сразу для оказания услуг?

Да, в соответствии с пояснениями ФНС (Письмо от 23 сентября 2016 г. ЕД 4-15/17910) такое использование документа допускается. Хотя необходимо, чтобы соблюдались следующие правила:

  • Сама услуга на момент того, когда будет оформляться УПД должна быть предоставлена ее потребителю;
  • Документ подписывает тот, кто обязан также подписывать и счет-фактуру, а также другие первичные документы в случае передачи товара или услуги.

Таким образом, компания самостоятельно выбирает тот способ, который наиболее приемлем для него: использовать универсальный передаточный документ вместо акта выполненных работ или нет. В случае использования второго варианта, такая норма должна быть закреплена соответствующим распоряжением по предприятию.