Всегда лучше работать на себя, а не на кого-то. Такое утверждение близко многим. Именно поэтому открытие своего бизнеса является ключевым заданием для становления своих профессиональных качеств и способностей. Одной из организационно-правовых форм, в рамках которой можно открыть свое дело, является индивидуальное предпринимательство. И далее о том, что нужно знать и как открыть ИП в России.

Преимущества и недостатки ИП

Каждый субъект, который решает открыть свое предприятие, раздумывает над тем, в какой форме его открыть. Каждая форма имеет свои преимущества и недостатки, в том числе и ИП. И далее о преимуществах предпринимательства.

Преимущества индивидуального предпринимательства:

  • Себестоимость регистрации сравнительна доступная с другими формами. Размер госпошлины за регистрацию составляет всего лишь 800 рублей;
  • Минимальный пакет необходимых для открытия документов. Для регистрации не требуются уставные и учредительные бумаги;
  • Простая процедура регистрации, в том числе и упрощенная постановка на налоговый учет в ФНС;
  • Отсутствует необходимость обязательно присваивать предприятию юридический адрес. Допустимо оформить ИП по адресу, по которому прописан владелец бизнеса;
  • Допускается упрощенная система документооборота, налогового и бухгалтерского учета. Упрощена процедура представления отчетности в контролирующие органы;
  • Процедура закрытия и ликвидации ИП проста по сравнению с ликвидацией других форм предприятия.

Но не стоит думать, что ИП имеет только лишь преимущества. Любой бизнес сопряжен с рисками, и главный риск для индивидуального предпринимателя в том, что только он несет ответственность перед кредиторами и контрагентами по своим обязательствам. Отвечает он в рамках всего своего имущества. Нет солидарной или пропорциональной ответственности, которая есть при ООО.

Другие недостатки ИП:

  • Предвзятое отношение государственных органов, которые допускают компанию к тендерам;
  • Не возможна регистрация с привлечением нескольких собственников;
  • ИП нельзя продать по оценочной стоимости, то есть бизнес является абсолютно не ликвидным;
  • Недостаточное доверие крупных партнеров. Часто крупные бизнес-партнеры не очень охотно заключают сделки с теми, кто имеет форму индивидуальных предпринимателей. Все охотнее заключают договора с представителями среднего и крупного бизнеса.

Если не пугают представленные недостатки, тем более, не факт, что они будут в конкретном предпринимательстве, необходимо смело регистрировать ИП. И далее о том, как происходит пошаговое оформление ИП (самостоятельно) в 2018.

Пошаговая регистрация ИП

Процедура регистрации ИП проста и не требует особых навыков и умений. Главное – это не допустить ошибок на любом из этапов. Если же такие ошибки будут допущены, то придется осуществлять весь процесс регистрации заново.

Поэтому советуем не обращаться в специальные компании, которые предлагают услуги регистрации ИП. За такую помощь может взиматься плата до 5-10 тыс. рублей. Регистрация же фактическая составит всего лишь 800 рублей.

Если внимательно изучить всю представленную далее информацию, то вопросов о самостоятельной регистрации не должно возникнуть.

В общем представлении, пошагово оформление ИП (2018 год) выглядит следующим образом:

  1. Выбрать ОКВЭД;
  2. Выбрать систему налогообложения, в рамках которой будет производиться деятельность предприятия;
  3. Оплатить госпошлину;
  4. Подать пакет необходимых документов;
  5. Зарегистрировать ИП и получить готовые документы о регистрации на руки;
  6. Произвести постановку ИП на учет в ПФ и другие фонды (ФФОМС).

Визуально данная инструкция может быть представлена следующим образом:

регистрация ИП

Рис. 1 – Пошаговая инструкция по самостоятельной регистрации ИП в 2018

И далее более подробно поговорим о каждом из этапов.

Выбор ОКВЭД

Невозможно начинать работу, не понимая, чем вы будите заниматься. К такому выбору обязывает и действующее законодательство. Направлений деятельности может быть несколько, но не рекомендовано использовать более 20 направлений.

Каждому виду выбранного направления должен соответствовать ОКВЭД – специальный код экономической деятельности. 

Внимание: с 2017 года действуют новые кода классификации. На государственном уровне утверждён новый справочник – «ОКВЭД 2». Поэтому использование «ОКВЭД» недопустимо. Указание неправильного шифра повлечет за собой необходимость перерегистрации.

Кроме того, при заполнении документов необходимо выбрать один единственный код, соответствующий основному виду деятельности. Другими словами, ИП имеет право в регистрационной форме указывать: 1 основной вид деятельности + множество дополнительных видов.

Выбор системы налогообложения

Выбор системы налогообложения – это один из основных и наиболее сложных вопросов. Никогда не регистрируйте предприятие, не разобравшись в нюансах каждой системы. Многие допускают ошибку на первоначальном этапе – выбирают общую систему налогообложение (вернее, за них выбирают регистраторы), а потом оказывается, что налогоплательщик вынужден платить больше, чем зарабатывает.

Возможные  схемы налогообложения:

  1. Упрощенная система. Может быть в двух вариантах:
  • 6%. В общем понимании, налогоплательщик платить 6% от полученного дохода (обратите внимание, дохода, а не прибыли). Дополнительно платит сборы в ПФ и ФФОМС
  • 15%. Налогоплательщик платить 15% от размера полученной прибыли, а также оплачивает те же взносы в ПФ и другие фонды.
  1. Общая система налогообложения;
  2. Патентная система налогооблажения;
  3. ЕНВД или, по-другому, вмененная система.

Правильнее всего начинать бизнес в виде индивидуального предпринимательства на упрощенной системе. На каком конкретно виде, нужно просчитать и выбрать наиболее выгодный вариант.

Обратите внимание: при регистрации ИП обязательно необходимо написать заявление о переходе на конкретную систему налогообложения. Если забыть и не написать такой бумаги, то автоматически будет присвоена общая система.

Оплата государственной пошлины

Оплатить государственную пошлину необходимо до того момента, когда будут подаваться документы. Иначе придется дважды ходить в один и тот же регистрационный орган

Возникает другой вопрос: где взять реквизиты для оплаты? Нужно зайти на сайт Федеральной налоговой службы https://service.nalog.ru/gp2.html и там сформировать самостоятельно квитанцию. В данном разделе сразу же можно узнать и размер такой пошлины – 800 рублей.

И здесь есть два варианта оплаты:

  1. Вариант оплаты при регистрации предпринимательства в ФНС. В таком случае выбирать необходимо вкладку «Государственная пошлина за регистрацию ИП»;
  2. Вариант оплаты при регистрации предпринимательства в многофункциональном центре, МФЦ. В таком случае необходимо выбирать вкладку «Государственная регистрация ИП».

И здесь может возникнуть трудность: как показывает практика, в настоящий момент почти все налоговые органы направляют на регистрацию ИП в МФЦ, хотя на них также возложена функция по регистрации. Поэтому, даже если Вы захотите обратиться в ФНС, а Вас перенаправят в МФЦ, то квитанцию по налоговому направлению у вас не примут.

Совет: заранее поинтересуйтесь в территориальном подразделении ФНС, примут ли они документы или перенаправят в МФЦ.

Регистрация и подача документов

Регистрацию проводит территориальное подразделение ФНС. Подавать документы необходимо там, где прописан субъект. Никакие другие нормы не действуют. Даже если Вы живете в одном городе, а прописаны в другом, то необходимо подавать документы только по месту регистрации.

Список необходимых документов:

  • Паспорт;
  • Идентификационный налоговый номер;
  • Квитанция об уплате государственной пошлины;
  • Заявление на регистрацию индивидуального предпринимателя. Используется форма Р21001. Ее можно скачать на сайте ФНС;
  • Заявление на переход на упрощенную форму налогообложения. Используется бланк 26.2-1
Документы для регистрации ИП

Рис. 2 – Список необходимых для регистрации ИП документов

Вот и все. Если документы подаются не лично, а почтовым оператором (такое тоже допустимо), то нужно заявление на открытие ИП заверить в обязательном порядке у нотариуса.

Если все документы есть в наличии, и они составлены правильно, то в течение 3-х рабочих дней индивидуальное предпринимательство будет зарегистрировано.

Документы, которые должны быть выданы индивидуальному предпринимателю по итогу регистрации в ФНС:

  • Свидетельство о том, что ИП зарегистрировано;
  • Свидетельство о том, что субъект поставлен на налоговый учет по выбранной системе налогообложения;
  • Выписку из ЕГРИП – единого реестра индивидуальных предпринимателей.

Регистрация в ПФР и ФФОМ

Удобство текущей регистрации заключается в том, что сейчас предпринимателю не нужно самостоятельно производить постановку на учет в ПФ и ФФОМС. Органы налоговой службы самостоятельно направляют в соответствующие инстанции документы о регистрации.

Задача предпринимателя: сохранить уведомления из ПФ и ФФОМС, которые придут через некоторое время. Такое письмо будет подтверждать регистрацию в фондах.

Что еще хотелось отметить в данной теме, это наличие печати. Очень часто ИП задаются таким вопросом: нужна ли она или нет? Юридически, она не нужна. Но советуем ее заказать, поскольку многие партнеры будут требовать документы именно с печатью. Стоимость заказной печати не большая.

По поводу банковского счета, при регистрации открытый банковский счет не нужен, как и в процессе функционирования. Но, если счет отсутствует в банке, то это лишний повод для налоговой проверки.

Таким образом, мы ответили на вопрос о том, как открыть ИП, что нужно знать в 2018 и что для этого нужно сделать.