Как рассчитать налог на имущество физических лиц, граждане, перечисляющие его, зачастую не знают. При получении готовой квитанции они просто идут в кассу и платят, хотя процедура расчета несложная и проверить присланные по почте цифры может каждый.

Как провести расчет налога на имущество физических лиц — методика и последовательность

Алгоритм исчисления имущественного налога за 2016 год

Пример вычисления налога на имущество

Как провести расчет налога на имущество физических лиц — методика и последовательность

Для населения РФ стало уже привычно ежегодно получать в почтовый ящик оповещение о необходимости заплатить налог на свое недвижимое имущество с указанием причитающейся суммы. Размер платежа определяют сотрудники ФНС, так что гражданину, в сущности, не нужно заниматься данным вопросом. Однако реализовать желание сверить полученные данные на предмет корректности он может, но для этого ему придется разобраться в тонкостях расчета налога на имущество физических лиц 2016 года.

До 2015 года в качестве базы для расчета применялась инвентаризационная стоимость объекта недвижимости. В связи с этим суммы налога были незначительны, поскольку она была существенно ниже рыночной. Позднее были внесены изменения и предписано использовать для этих целей кадастровую цену, что приблизило базу для налога к реальной стоимости. Сумма, взимаемая с дорогостоящих объектов, стала значительной.

В качестве объектов, стоимость которых учитывается при расчете налога, выступают:

  • частные жилые строения, включая садовые домики;
  • объекты собственности в многоквартирном доме (включая отдельные комнаты);
  • гаражи;
  • парковочные места;
  • недостроенные объекты;
  • прочее недвижимое имущество во владении частных лиц.

Изучая, как рассчитывается налог на имущество физических лиц, следует учитывать следующие параметры:

  • оценку объекта по кадастру, проводимую Федеральной службой кадастра и зафиксированную в Росреестре;
  • инвентаризационную стоимость на основе данных БТИ;
  • ставки, применяемые для той или иной стоимости, которые утверждаются региональными властями с учетом положений ст. 406 НК РФ;
  • индекс инфляции — на основе данных Минэкономразвития;
  • количество квадратных метров, стоимость которых вычитается из кадастровой стоимости;
  • льготы, применяемые при расчете базы;
  • понижающий коэффициент.

В перспективе при осуществлении расчета начиная с 2019 года (5-го года после введения кадастровой стоимости) будет ликвидирована возможность применения инвентаризационной стоимости, поправки на инфляцию и понижающего коэффициента. На текущий момент они используются в целях обеспечения равномерного повышения уровня налоговой нагрузки из-за увеличения оценочной стоимости без рывков и перепадов.

 

Алгоритм исчисления имущественного налога за 2016 год

До 2019 года (включительно) порядок расчета налога на имущество физических лиц будет следующим:

НнИм = (НнИм1 − НнИм2) × k + НнИм2,

где:

НнИм — сумма к уплате в бюджет;

НнИм1 — результат вычисления налога по кадастру на основе имеющейся ставки и положенных вычетов;

НнИм2 — результат определения размера налога на основе инвентарной оценки, ставки и индекса инфляции, он может быть исчислен одним из следующих способов:

  • для первоначального варианта берется сумма, рассчитанная по инвентарной стоимости объекта за один из предыдущих годов, начиная с периода, когда на региональном уровне были выполнены все условия для перехода на кадастровую стоимость;
  • определение размера налога исходя из инвентарной стоимости за 2014 год, в случае если переход на новый вариант расчета в соответствии с законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 № 2003-I произошел с 2015 года.

k — коэффициент понижения, он ежегодно растет на 0,2 каждый год до истечения 4 лет с начала применения режима по кадастровой стоимости, таким образом, к 2019 году он должен составить 0,8.

 

Пример вычисления налога на имущество

Для лучшего понимания разберем расчет налога на примере.

Пример

Рассчитаем налог за 2016 год от кадастровой оценки по ставке, установленной НК РФ, с учетом отсутствия каких-либо льгот.

Объект — квартира 65 кв. м с кадастровой стоимостью 2 400 000 руб., инвентарной — 355 000 руб.

Ставка налога при инвентарной стоимости менее 500 000 руб. составляет 0,1% (подп. 2 п. 6 ст. 406 НК РФ). Ставка, установленная местными властями в населенном пункте от кадастровой стоимости, также 0,1%.

В 2016 году по приказу Минэкономразвития России от 20.10.2015 № 772 коэффициент-дефлятор — 1,329.

Льгота по жилому помещению на основании ст. 403 НК РФ — 20 кв. м в кадастровой оценке.

Понижающий коэффициент на 2016 год — 0,4.

Расчет:

  1. Определяем показатель НнИм1:
  • Исчисляем кадастровую стоимость за минусом вычета по квадратным метрам:

2 400 000 − 2 400 000 / 65 × 20 = 2 400 000 − 73 8462 =1 661 538 руб.

  • Выводим расчетный размер налога на основе кадастра путем умножения базы на ставку: 1 661 538 × 0,1% / 100% = 1661,54 руб.
  1. Определяем НнИм2:
  • Перемножаем инвентарную стоимость на коэффициент-дефлятор: 350 000 × 1,329 = 465 150 руб.
  • Поскольку полученный результат менее 500 000 руб., применяем ставку 0,1% и вычисляем налог по инвентарной оценке: 465 150 × 0,1% / 100% = 465,15 руб.
  1. Определяем разницу между рассчитанными показателями: 1661,54 − 465,15 = 1196,39 руб.
  2. Умножаем полученный результат на коэффициент понижения: 1196,39 × 0,4 = 478,56 руб.
  3. Складываем полученную сумму и показатель НнИм2: 465,15 + 478,56 = 943,71.

Налог на имущество физлиц за 2016 год — 943,71 руб.

Если размер налога по инвентарной оценке (НнИм2) окажется выше аналогичной суммы по кадастровой стоимости (НнИм1), то к уплате необходимо применить результат по НнИм1.

Отметим, что еще не во всех регионах перешли на кадастровую стоимость с 2015 года.

 

***

С 2015 года база обложения по имущественному налогу с физлиц в регионах рассчитывается с применением кадастровой оценки. Однако для этого власти территорий должны выполнить все необходимые условия. На это у них есть время до 2019 года. До этого момента в областях, где начали применять указанный порядок, действуют переходные положения, смягчающие рост налоговой нагрузки на граждан.