Налоговое бремя — понятие, которое определяет нагрузку потенциальных плательщиков налогов, связанную с обязанностью внесения денежных средств в бюджет. В чем суть налогового бремени, когда оно может стать избыточным — расскажем в статье.

Что такое налоговое бремя?

Как характеризуется избыточное налоговое бремя?

В чем особенности налогового бремени в РФ?

Что такое налоговое бремя?

Уплачивая налоги в бюджет, организации ограничивают себя в денежных средствах: эти деньги могли бы пойти на развитие бизнеса. То же самое можно сказать и о физических лицах: переводя деньги в бюджет, мы лишаем себя радостей жизни: еды, одежды и пр. Этим, собственно, и объясняется наименование «налоговое бремя». Отметим, что к экономическим показателям это понятие не относится и конкретных формул для расчета налогового бремени не существует. В литературе можно встретить разное определение этой величины:

  • как соотношение суммы уплаченных налогов налогоплательщика к выручке/прибыли;
  • как соотношение суммы уплаченных налогов плюс задолженность по налогам к выручке/прибыли
  • и др.

В качестве экономического показателя, отчасти характеризующего бремя налогообложения, используется термин налоговой нагрузки (далее — НН). Эти два понятия не являются тождественными: бремя говорит об обязанности перечисления в бюджет начисленных налогов, а нагрузка свидетельствует о фактически уплаченных налогах.

Важно, что НН можно точно рассчитать по формуле

НН = Сумма уплаченных налогов / Сумма выручки.

Критерием НН пользуются налоговики для определения плательщиков, которых требуется включить в перечень проверяемых в рамках налогового контроля.

Как характеризуется избыточное налоговое бремя?

Субъектами налоговых правоотношений, подвергающимися проверкам со стороны налоговых органов, выступают:

  • физические лица,
  • юридические лица.

Каждый из указанных субъектов имеет немаленький список уплачиваемых налогов. К примеру, среднестатистический гражданин РФ, работающий и имеющий квартиру, автомобиль и земельный участок, обязан произвести уплату:

  • НДФЛ,
  • налога на имущество,
  • транспортного налога,
  • земельного налога.

Кроме того, физические лица являются и плательщиками косвенных налогов, поскольку НДС и акцизы включаются в стоимость приобретаемых товаров.

Все эти налоги накладывают на налогоплательщика налоговое бремя, и чем суммы этих платежей больше, тем налоговое бремя будет признаваться более избыточным.

Юридическим лицам зачастую требуется произвести уплату еще большего количества налоговых платежей. Здесь же можно упомянуть и о взносах на обязательное социальное страхование, которые по своей сути налогами не являются, но обязанность по их уплате возникает у всех работодателей — и организаций, и индивидуальных предпринимателей.

ВАЖНО! На избыточность налогового бремени может влиять как увеличение количества налогов, рост налоговой базы, так и увеличение ставок по конкретным налогам или сокращение возможных преференций для налогоплательщиков.

Надо сказать, что от роста налоговых платежей государству и регионам по-хорошему нужно ждать увеличения доходной части бюджета. Однако избыточность налогового бремени у юрлиц и ИП зачастую может привести к затуханию бизнеса, в связи с чем осуществлять переводы в казну будет просто некому. И здесь как следствие — уже не рост, а падение доходов соответствующего бюджета. То есть очень важно соблюдать баланс между объемами налоговых поступлений и бременем налогов на их плательщиков.

В чем особенности налогового бремени в РФ?

Чиновники финансового ведомства, представляя свою программу «Основные направления налоговой политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» говорили о том, что глобальных изменений в области налогообложения в обозначенный период происходить не будет. Более того, данная программа направлена на поддержание определенных субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность. Приведем несколько примеров:

  1. Для субъектов, планирующих осуществлять производство, определяемое как региональный инвестиционный проект (ст. 288.2 НК РФ), возможны послабления в части налога на прибыль, как то: 0% (для федерального бюджета) и 10% (для бюджета субъекта РФ).
  2. Введение и усовершенствование патентной системы налогообложения.
  3. Возможность установления двухлетних налоговых каникул для субъектов предпринимательства, применяющих УСН и патент.
  4. Облегчение бюрократической процедуры регистрации в налоговых и прочих органах, а также уплаты налоговых платежей для категории самозанятых лиц. Делается это для того, чтобы частники не уходили в тень, скрывая свой доход от государства.

Рассматриваемое нами понятие является очень важным на макроэкономическом уровне, поскольку в большой степени определяет финансовое состояние не только предприятия, но и экономики в целом. В связи с этим величина налогового бремени должна быть предметом особого внимания государства. Можно ориентироваться на практику зарубежных стран, где данный показатель тщательно отслеживается, а факторы, влияющие на него, анализируются с целью поиска рычагов снижения избыточности в налогах.

***

Налоговое бремя, которое несут хозсубъекты и частные лица, необходимо анализировать на государственном уровне, чтобы успешно разрабатывать налоговую политику. Меняя какие-либо элементы налогообложения, вводя новые налоги, важно не перестараться. Анализ налоговой нагрузки очень важен при реализации правительством актуальных реформ.