При нарушении прав субъектов бизнеса или физлиц в ФНС подается  письменная  жалоба. Законодательством четко регламентирован порядок ее подачи и рассмотрения. Поводов для жалоб в налоговую (образец ее заполнения представлен ниже) предостаточно:  необоснованное начисление штрафов, неправильно выставленные суммы, задержка вычетов и т.д.

Куда и как следует жаловаться?

Право на отстаивание законных прав реализуется в двух направлениях:

  • субъекты бизнеса на налоговые органы;
  • физические лица в ФНС на работодателя.

Документы формируются в свободной форме. Но, к содержанию предъявляются строгие требования.  Они детализированы в ФЗ-59 от 2006г. Его полное название – «Закон о порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Детально рассмотрим образец жалобы в налоговую инспекцию, направляемую в вышестоящий орган. Документ можно направить на имя руководителя местного подразделения, в УФНС или ФНС. Можно направить сразу во все инстанции.

Как правильно написать жалобу в налоговую?

Структура строится по следующему алгоритму:

  • Наименование органа, которому адресована жалоба;
  • Его номер и территориальное расположение;
  • Инициалы должностного лица, которому направляется жалоба. Если инициалы неизвестны, то достаточно указать название должности или сформулировать как «руководителю»;
  • Инициалы того, кто обращается;
  • Канал для обратной связи: номер телефона или почтовый адрес;
  • Суть жалобы – основная часть;
  • Подпись автора;
  • Дата составления документа.

В основной части приводят доказательства и факты правонарушения, если таковые имеются. Для повышения эффективности можно ссылаться на конкретные статьи закона, о нарушении которых идет речь. Если есть доказательства в бумажном виде, то следует приложить их копии. Такие требования выдвигаются п. 5 ст. 139 НК РФ. Дополнительно составьте опись прилагаемых документов.  

Образец жалобы в налоговую инспекцию можно скачать по ссылке ниже:

Образец жалобы в налоговую инспекцию

Анонимные и адресные жалобы

Жалобу может написать как сам гражданин, так и его представитель. Последнему придется подтвердить его полномочия доверенностью.

Способов доставки несколько:

  • Лично. Можно персонально посетить отделение ФНС и вручить ответственному лицу. Он обязан поставить штамп на втором экземпляре документа.
  • Дистанционно. Предполагается отправка по факсу или через сайт ФНС. На сайте размещена специальная форма, где следует ввести инициалы и описать суть претензии. Количество символов ограничено – необходимо описать суть вопроса в 4000 знаках. Доказательства и факты сканируются и прикрепляются к жалобе.

Анонимные жалобы в налоговую на практике часто не рассматриваются должным образом.

Другие инстанции

Если от местного ФНС нет ответа или результаты рассмотрения жалобы не устраивают, то следует обращаться в суд. Когда спор основан на возврате средств из бюджета или выставлении инкассо, на практике часто не удается решить вопрос мирным путем.

При подготовке заявления в суд целесообразно заручиться помощью профессиональных юристов. Процесс подразумевает длительные тяжбы и затраты, связанные с оплатой услуг юристов. Сам факт обжалования не требует уплаты госпошлины, на других этапах может возникнуть такая необходимость.

Если речь идет о грубых правонарушениях в отношении налогоплательщиков, то целесообразно обращаться в прокуратуру. Особых требований к заявлению нет. Но шансы на справедливость увеличиваются при наличии доказательств и фактов, подтверждающих факт неправомерных действий налоговых органов.

Написать жалобу в налоговую инспекцию на работодателя

Помимо основной деятельности, налоговые органы также уполномочены рассматривать спорные вопросы относительно прав работников компаний и сотрудников  частных предпринимателей. Жалоба в налоговую инспекцию на организацию подается в следующих случаях:

  • Условия труда не соответствуют нормам;
  • Отсутствует или игнорируется техника безопасности;
  • Выдача зарплаты «мимо кассы»;
  • Невыплаты или задержки оплаты труда;
  • Работа без Трудового Договора;
  • Начисление штрафов на незаконных основаниях и их удержание с заработной платы.

Порядок оформления не предполагает строгих требований. Достаточно указать реквизиты налогового органа и отправителя, а суть вопроса излагать в свободной форме. Если возникают трудности, то можно спросить о том, как написать жалобу в налоговую на компанию на сайте ФНС.

Куда подавать жалобу на работодателя?

Жалобу можно отправить в один орган и ждать их решения или направить сразу в несколько инстанций. По закону в защиту трудовых прав гражданина уполномочены следующие органы:

  • Налоговые подразделения. Сюда следует направить жалобу в том случае, если правонарушения касаются финансовых вопросов: задержка зарплаты, невыплата, зарплата без социальных отчислений и т.д.;
  • Инспекция труда. Защита прав трудящихся, слежение за условиями труда и решение спорных ситуаций – прямая задача данного органа. На практике представители ТИ на жалобы граждан реагируют быстро;
  • Прокуратура. В компетенции данного органа находятся все нарушения, касающиеся соблюдения законности во всех сферах деятельности.
  • Суд. Если обращение в предыдущие органы не дало эффекта, то следует написать заявление в судебные органы.

Во всех случаях процесс защиты прав гражданина начинается с проверки компании. По результатам полученных данных будет принято соответствующее решение в пользу гражданина или организации.