Пилотный проект ФСС действует в целях преобразования имеющегося механизма начисления и перевода гражданам пособий, связанных с нетрудоспособностью, рождением ребенка. Суть пилотного проекта ФСС сводится к тому, что полагающиеся гражданам пособия рассчитываются и перечисляются непосредственно фондом, без участия специалистов нанимателя.

Пилотный проект ФСС в 2017 году

Положительные моменты в связи с применением пилотного проекта ФСС «Прямые выплаты»

Что дает проект гражданам и работодателям?

Пилотный проект ФСС в 2017 году

Первые попытки внедрения новых правил по социальному страхованию предпринимались с июля 2011 года. Тогда все выплаты, связанные с болезнью, беременностью и родами осуществляли работодатели. Однако эти суммы снижали объем их текущих обязательств перед ФСС. Процедура, связанная с реализацией пилотного проекта ФСС, предполагает следующие шаги:

  • Работник обращается к работодателю с документами о нетрудоспособности (обычно это листок нетрудоспособности) и заявлением о выплате пособия (бланк такого заявления легко найти на сайте ФСС).
  • Наниматель принимает весь пакет документов и в срок до 5 суток направляет их в соответствующее отделение ФСС.
  • Специалисты фонда рассматривают переданные бумаги и в течение 10 дней проводят расчет и выплату всех причитающихся сумм.

Все описанные действия регламентированы постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294. В результате для начальных 3 дней нетрудоспособности источником выплаты служат средства работодателя, а для оставшихся до окончания больничного листа дней — ресурсы ФСС. При этом работодатель самостоятельно исчисляет сумму пособия за первые 3 дня больничного.

Чтобы провести апробацию разработанных мероприятий пилотного проекта ФСС, было выбрано несколько регионов, впоследствии этот перечень регулярно дополнялся:

  • Нижегородская область, Карачаево-Черкесская Республика (01.01.2012–31.12.2019);
  • Курганская, Новгородская, Астраханская, Новосибирская, Тамбовская области, Хабаровский край (01.07.2012–31.12.2019);
  • Республика Крым, Севастополь (01.01.2015–31.12.2019);
  • Белгородская, Ростовская, Самарская области, Республика Татарстан (01.07.2015–31.12.2019);
  • Брянская, Калининградская, Калужская, Липецкая, Ульяновская области, Республика Мордовия (с 01.07.2016–31.12.2019);
  • республики Адыгея, Алтай, Бурятия, Калмыкия; края Алтайский и Приморский; области Амурская, Вологодская, Магаданская, Омская, Орловская, Томская; Еврейская АО (с 01.07.2017 по 31.12.2019);
  • Забайкальский край; Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Ивановская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курская, Рязанская, Смоленская, Тверская области; Республика Саха — Якутия (с 01.07.2018 по 31.12.2019);
  • республики Дагестан, Ингушетия, Карелия, Коми, Северная Осетия — Алания, Хакасия, Кабардино-Балкария, Удмуртия, Чечня, Чувашия; области Архангельская, Тульская, Ярославская (с 01.07.2019 по 31.12.2019).

ВАЖНО! Если работодатель расположен на одной из перечисленных территорий, он обязан участвовать в пилотном проекте ФСС, законного права на отказ у него нет.

Информация, на основании которой сотрудники ФСС проводят начисления, передается в виде реестра по форме, утвержденной приказом ФСС от 15.06.2012 № 223. Кроме того, для участников пилотного проекта ФСС предусмотрены некоторые особенности по заполнению листа нетрудоспособности:

  • Больничный лист обязательно должен оформляться на бланке, введенном приказом Минздравсоцразвития от 26.04.2011 № 347н.
  • Часть информации в лист нетрудоспособности вносится в виде кодов.
  • Допускается автоматизированное оформление больничного листа с применением ЭВМ.
  • Новая форма больничного легко поддается автоматизированной обработке.

Перечень реквизитов листа для участия в проекте идентичен перечню, приведенному в стандартной форме.

Положительные моменты в связи с применением пилотного проекта ФСС «Прямые выплаты»

Использование нового механизма исчисления и перевода пособий позволил решить несколько связанных задач:

  • осуществление проверки всех листков нетрудоспособности до момента выплаты денежных средств;
  • пресечение мошенничества в сфере социального страхования, совершаемого посредством предоставления поддельных больничных;
  • экономия ресурсов бюджета фонда за счет недопущения неоправданных выплат.

При этом больничные продолжают храниться у работодателей и могут быть проверены в случае проведения выездного контроля. На данный момент есть планы о введении цифрового варианта больничного, передаваемого по телекоммуникационным каналам. С его внедрением предполагается оптимизировать сроки, процедуры, связанные как с оформлением, так и с администрированием содержания листков нетрудоспособности. Кроме того, данный подход позволит еще больше снизить вероятность реализации мошеннических схем.

Что дает пилотный проект гражданам и работодателям?

Для работодателей пилотный проект ФСС — это, прежде всего, экономия ресурсов, поскольку пособия (кроме первых трех дней) теперь выплачиваются непосредственно фондом. При этом для нанимателей с численностью более 25 единиц обязательна отправка в ФСС данных о страховых случаях в формате специализированного реестра по телекоммуникационным каналам с применением специализированного программного обеспечения. Работодатели, имеющие в штате менее 25 сотрудников, могут выбирать: сдавать в фонд сам больничный с заполненными данными о среднем заработке либо оформлять электронный реестр.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В перспективе и обязанность по передаче сведений о среднем заработке будет снята с компаний, а необходимые данные будут доступны работникам ФСС из персонифицированного учета ПФР.

Работники могут почувствовать себя огражденными от произвола нечестных нанимателей, не желающих предоставлять и выплачивать больничные. Если наниматель прекратил существование или невозможно определить его адрес, гражданин может сам вместе с необходимыми документами обратиться в органы ФСС. Реализуемые мероприятия закономерно должны привести к снижению числа конфликтных ситуаций и ошибок, связанных с расчетом и выплатой больничных.

***

Использование обновленного формата взаимоотношений ФСС, компаний и граждан позволяет решать множество задач. В частности, ускорение обмена документами, всей цепочки расчетов и согласующих процедур. Кроме того, в ближайшее время появится полностью замкнутый цикл электронного обмена всей документацией. Одновременно повышается надежность системы и защищенность рядового гражданина и компаний от действий мошенников. Можно констатировать позитивные итоги первых лет внедрения новых механизмов расчетов в сфере оплаты больничных и надеяться на дальнейшее их совершенствование в будущем.