Изменение себестоимости одного товара  приводит к пересмотру цен и на другие. Цена реализации товара не может быть ниже его себестоимости. Однако на практике встречаются случаи, когда продавец предлагает привлекательно низкие цены. Что происходит в этом случае «за кулисой»: в бухгалтерских отчетах, что об этом говорит законодательство и какого мнения придерживаются маркетологи? Что происходит при продаже товаров ниже себестоимости?

Значение себестоимости в продаже товаров

Понятие себестоимости складывается из расходов, необходимых для изготовления единицы товара. В дальнейшем, при формировании оптовой, рыночной и розничной цены за базу берутся именно эти показатели.

Условия рынка предполагают свободное установление цен на товары. Но, продать аналогичный товар по завышенной цене не получится – мало желающих купить то же самое, но гораздо дороже. Государство контролирует цены на товары первой необходимости. Антимонопольное законодательство не позволяет использовать недобросовестную рекламу, откровенный демпинг и прочие агрессивные инструменты воздействия на потребителя. На не попадающие под госконтроль товары цены продавец устанавливает самостоятельно, придерживаясь установившихся на рынке границ.

Эффективно продавать товары с разной себестоимостью по фактически одинаковым ценам помогает грамотный маркетинг. Выявление весомых преимуществ позволяет продавать товары с большей прибылью, чем без акцента на них. Одним из самых весомых аргументов в пользу товара является его цена. Любой потребитель стремится купить качественный, но не дорогой товар.

Зачем нужны продажи ниже себестоимости?

Демпинг – занижение цен по сравнению с конкурентами – используется в целях продвижения бренда. Этим пользуются преимущественно новички, стремящиеся быстро найти свое место на рынке.  Еще одна категория – компании, оперирующие большой номенклатурой сезонных товаров, регулярно предлагающие новые коллекции и стремящиеся быстро избавиться от залежавшихся остатков.

Решаясь на продажу ниже себестоимости, учитывайте следующие факторы:

  • Экономическая целесообразность;
  • Документальное обоснование;
  • Доходный результат.

В противном случае, продажа по себестоимости рассматривается, как противоречие определению КС РФ № 320-О-П, которое гласит, что субъекты бизнеса свободны в своих действиях и должны самостоятельно оценивать риски и эффективность ценовой политики.  Такой шаг непременно отразится и в налоговом учете.

Что говорит закон?

В законе нет прямого запрета на продажу по цене ниже затрат на производство. Этот фактор учитывается при определении конечной суммы налога на прибыль. Согласно ст. 268 НК РФ, допустима ситуация, когда сумма оптовых закупок от поставщиков оказывается выше выручки от  розничной продажи. Разница списывается на убытки предприятия. Она должна быть целиком отражена в налоговом отчете.

Занижение продажной цене имеет значение и для начисления НДС: нет необходимости его восстанавливать. Но сам факт продажи ниже покупной цены облагается НДС на общих основаниях.

Себестоимость продаж в бухгалтерском учете

Здесь проблема рассматривается в рамках счета 9/99 – «Доходы предприятия». На нем собирается выручка от основного вида деятельности. При этом, сумма поступлений учитывается со всеми предоставленными скидками.

Счет продажи по себестоимости или ниже – 90 по кредиту.  По дебету операция проходит как «Расчеты с покупателями» и отражается на 62-м.

В последующем для начисления НДС задействуется Дт 90 и Кт 68.

По факту продажи или иного способа выбытия данные операции переходят в категорию финансовых результатов. Убыток фиксируется по Дт 99 и Кт 90.

Есть ли риски?

Прежде чем ответить на вопрос о том, как рассчитать формулу себестоимости продаж, следует учитывать следующие риски.

  • Занижение продажных цен запрещено законом. Это правило касается только крупных компаний, влияющих на состояние рынка, преимущественно задействованных в добывающих отраслях, сфере, связанной с энергетикой: свет, газ, вода.
  • Убытки не влияют на размер базы по налогу на прибыль.
  • Доначисление налогов исходя из рыночных цен. «Работает» только в отношении контролируемых государством компаний.
  • Необоснованность расходов. Если налоговики признают затраты необоснованными, то учесть эти расходы, в качестве снижающего показателя по налогу на прибыль будет нельзя.
  • Невозможность принять НДС к вычету по убыточным товарам.

Расходы, учитываемые по формуле расчета себестоимости продаж, должны быть грамотно обоснованы. В противном случае их завышение рассматривается, как намеренное.