«Транспортный налог включен в стоимость бензина» — подобное утверждение последнее время можно часто услышать от рядового автовладельца. На данный момент это неверно, хотя законодательные проекты по этому поводу появляются и обсуждаются регулярно.

 

Что участвует в формировании цены топлива

Вероятность изменения порядка ценообразования на бензин в ближайшей перспективе

Общие правила применения акцизов

Акцизы ложатся на плечи автолюбителей?

 

Что участвует в формировании цены топлива

Если обратиться к положениям гл. 28 НК РФ, то найти какую-либо тесную связь между размером транспортного налога и стоимостью топлива не удастся. Почему же обсуждения данного вопроса среди населения не прекращаются?

Дело в том, что среди представителей правящей элиты уже который год идут дебаты о необходимости преобразования транспортного налога в новый вид акциза на бензин либо иной вид сбора, который участвовал бы в формировании цены топлива. При этом от инициаторов ускользает тот факт, что акциз на горюче-смазочные материалы существует уже довольно давно и его увеличение вряд ли понравится налогоплательщикам.

В качестве оправдания предлагаемой меры служит следующая теория. Автовладельцы не всегда круглогодично пользуются машиной. Так почему они должны платить транспортный налог за период, когда никуда не ездят? Если включить дополнительный сбор в стоимость топлива, то он будет уплачиваться только тогда, когда водитель заправляет автомобиль, а следовательно, использует его по прямому назначению. Зимой же или в иной период, когда часть транспортных средств простаивает в гаражах и топливо не закупается, выплаты налога производиться не будут.

По мнению сторонников приведенного подхода, подтверждением их правоты будут следующие результаты:

  • уменьшение налоговой нагрузки на тех, кто мало пользуется автомобилем;

  • пропорциональное увеличение бремени платежей у интенсивно использующих личный транспорт граждан;

  • включение в подобный налог компенсирующей составляющей для возмещения вреда, наносимого окружающей среде при эксплуатации машин.

Предполагаемые результаты позволят, с одной стороны, сделать более справедливой систему налогообложения и повысить процент собираемости платежей. Кроме того, отпадет необходимость во внедрении так называемого экологического сбора, о возможности применения которого также ведутся продолжительные дискуссии.

 

Вероятность изменения порядка ценообразования на бензин в ближайшей перспективе

Правительство на данный момент не планирует переход от транспортного налога к дополнительным акцизам. Причин тому несколько. Большую часть из них озвучивает Минфин России:

  • трудности с контролем за новыми платежами и трудоемкость проверки отчетности;

  • возможный, ничем не подкрепленный всплеск цен на бензин.

С подобными выводами сложно не согласиться. Однако сторонники изменений в Госдуме предлагают возможные пути решения проблем и склонны продолжать обсуждения. В плане обеспечения контроля они ссылаются на возможность применения цифровых методов передачи отчетности, упрощающих процедуру проверки. Тем более что примеров успешного внедрения подобных способов все больше.

 

Общие правила применения акцизов

Акцизы на топливо уже давно применяются как самостоятельный вид налогов, включаемых в цену товара. В связи с этим нетрудно понять, что автовладельцы компенсируют уплаченный налог продавцам бензина при его покупке.

Рассматривая положения п. 3 ст. 204 НК РФ, нужно обратить внимание на обязанность производителей топлива уплачивать акцизы до 25-го числа месяца, следующего за последним днем налогового периода.

Объектом обложения в данном случае выступают:

  • бензин для автомобилей;

  • моторные масла для всех типов двигателей;

  • прямогонный бензин;

  • дизельное топливо.

Тарифы акцизного платежа устанавливаются применительно к 1 тонне нефтепродуктов. На основании п. 2 ст. 195 НК РФ, а также указаний Минфина России начисление соответствующих сумм к уплате происходит в день отгрузки товара.

В категорию плательщиков акцизов включаются предприятия всех организационно-правовых форм собственности, изготавливающие и реализующие указанные категории продукции.

При переработке стороннего сырья на давальческой основе, полученного от контрагентов, не имеющих разрешительных документов на проведение соответствующих видов работ, обязанность по начислению и уплате налога также возлагается на переработчика. При этом не играет роли, на каком специальном налоговом режиме находится компания. Она все равно должна уплачивать акцизные сборы.

 

Акцизы ложатся на плечи автолюбителей?

Хотя применение вычетов по акцизам предусмотрено в ст. 200 НК РФ, это право не распространяется на компании, занимающиеся розничной продажей готового бензина и владеющие заправочными станциями. В данном случае можно провести параллель с НДС, который, в отличие от акцизов, может быть принят к вычету всеми компаниями без исключения при соблюдении определенных условий.

Перерабатывающие комплексы, в отличие от сегмента розничной торговли, имеют соответствующие разрешительные документы для работы с нефтепродуктами, в связи с чем могут применять вычеты без ограничений.

Если говорить о заправочных станциях, то они не относятся к плательщикам акцизов по положениям ст. 179, 200 НК РФ и право на вычет на них не распространяется. Соблюдая положения п. 1 ст. 199 НК РФ, они включают уплаченный налог в цену товара. Получается, что эти платежи приводят к некоторому удорожанию топлива для конечного потребителя, так как он, помимо покупной стоимости и наценки, должен компенсировать розничной сети уплаченный нефтепереработчикам акциз.

Исходя из этого, следует, что автолюбители уже сейчас платят акциз пропорционально количеству использованного топлива, то есть уже делают то, что планируют ввести законотворцы. Получается, что ничего нового, в сущности, не предлагается.

ВАЖНО! В случае принятия предполагаемых изменений по включению транспортного налога в стоимость бензина и введению соответствующего нового акциза, возникает необходимость в раздельном учете топлива, реализуемого предприятиям и гражданам. В этом случае логичным будет применение обособленного платежа (акциза, налога с продаж), распространяющегося исключительно на физических лиц.

 

***

Хотя в данный момент каких-либо изменений в порядке уплаты транспортного налога не предвидится, предложения по его замене циркулируют в Госдуме регулярно. Обретут ли эти предложения силу закона, сказать пока сложно.

В любом случае у данных инициатив есть как положительные, так и в немалой степени отрицательные стороны. В частности, сложность администрирования и существенное удорожание конечного продукта могут свести на нет ожидаемое повышение эффективности сбора от перераспределения налоговой нагрузки для потребителей, использующих транспорт с разной степенью интенсивности.

Остается следить за изменениями законодательства и ждать возможных решений данного вопроса.