Статусы плательщика в платежном поручении — 2016 подверглись некоторым корректировкам еще в предыдущем году. Необходимо четко определять принципы выбора того или иного их наименования, чтобы финансовые средства ушли в нужном направлении.

Особенности оформления поручений в 2015–2016 годах с учетом последних изменений

Уточняем спорные моменты по статусам в положении № 107н

Наиболее часто употребляемые статусы

 

Особенности оформления поручений в 2015–2016 годах с учетом последних изменений

Деловая активность компаний, а именно совершение всех хозяйственных операций только на законных основаниях, требует досконального знания правовой базы, регламентирующей порядок их проведения. К подобным процессам, требующим четкого юридического обоснования, относятся в том числе сдача финансовой отчетности и оформление банковских переводов между контрагентами.

Базовым документом, всесторонне освещающим правовые основы и методы осуществления безналичных перечислений фискальных платежей в бюджеты всех уровней, является приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н.

Как и любой законодательный акт, содержащий разъяснения по вопросам практической деятельности, он регулярно подвергается изменениям и дополнениям. К примеру, совсем недавно Минфин выпустил письмо от 16.01.2015 № 02-08-10/800, которое поменяло методику отражения в платежном поручении статусов плательщиков по ряду КБК.

В нём было обращено внимание на то, что организации, не входящие в состав корпораций, не должны использовать в качестве своего обозначения шифры 21 и 22. И напротив, члены холдингов, консорциумов обязательно должны применять для идентификации статуса в платежных поручениях именно эти коды и никакие другие.

Описываемым документом введено четкое разграничение по выбору обозначений статусов при уплате земельного налога для физических и юридических лиц:

  • компании используют коды — 01, 02, 04, 05, 06, 07, 26;
  • частные лица, применяют коды — 03, 09, 10, 11, 13, 15, 16, 17, 19.

Если далее анализировать нововведения, никаких прочих разъяснений обнаружить не удастся. Разбирая положения приказа Минфина России от 12.11.2013 № 107н, следует понимать, что, как и любой подзаконный акт, он содержит сведения, имеющие множество возможных и противоречивых трактовок. Особенно ярко указанное явление прослеживается при попытках соотнесения данных приказа № 107н с иными правовыми документами из смежных областей. Не лишним будет проведение небольшого исследования и в отношении статусов плательщиков.

Подробный перечень шифров всех возможных статусов реализован в форме приложения № 5 к приказу. Большинство из них однозначно можно идентифицировать в соответствии с организационно-правовой формой и направлением деятельности организации, но есть среди них и исключения, вызывающие некоторые сомнения при практическом применении. Именно на них и стоит обратить более пристальное внимание.

Уточняем спорные моменты по статусам в положении № 107н

Много вопросов вызывает указанный в приведенном положении шифр 14, который отражает налогоплательщиков, производящих выплаты частным лицам. Исходя из обычной логики, он чаще всего применялся предпринимателями, платящими заработную плату работникам или производящим перечисления на основе договоров. Однако некоторую сумятицу в подобный подход внесло письмо Минфина от 06.03.2014 № 02-08-12/9890. В нём прямо указано о необходимости для этой категории предприятий использовать код 08, а шифр 14 следует указывать исключительно физическим лицам, не имеющим свидетельства предпринимателя.

Не меньше противоположных толкований есть и в отношении кода 18, с помощью которого предполагается отражать обязательство по уплате таможенного сбора контрагентами, не сдающими таможенную декларацию. Некоторое недоумение у специалистов вызывает тот факт, что нужно платить пошлину без оформления таможенных документов.

Как ни странно, подобные случаи есть: в частности, кампании, имеющие право на переработку продукции за пределами России на основании п. 3 ст. 85 Таможенного кодекса. Также сюда относятся фирмы, осуществляющие беспошлинную торговлю, регламентируемую п. 5 ст. 36 того же документа.

Значительные сомнения вызывает применение кодов 21, 22 фирмами в составе холдинговых структур. В НК РФ они определены как консолидированные группы налогоплательщиков — объединения компаний, уплачивающих налог на прибыль на добровольной контрактной основе. Задачи, решаемые подобными объединениями:

  • уменьшение выплат по налогу на прибыль;
  • смягчение уровня налогового администрирования.

Для создания указанных холдинговых структур нужно соблюсти ряд требований:

  1. Доля головной компании в другой — не менее 90%.
  2. Годовая сумма уплачиваемых объединением налогов и сборов больше 10 млрд руб.
  3. Торговый оборот группы от основной деятельности за 12 месяцев — свыше 100 млрд руб.
  4. Суммарный объем активов на конец года — 300 млрд руб. и выше.

Соглашение о создании группы заключается на срок не менее 2 лет и регистрируется в ФНС.

 

Наиболее часто употребляемые статусы

Все прочие кодовые обозначения статусов плательщиков не должны вызывать существенных затруднений у специалистов:

  • 01 — плательщики налогов в статусе юридического лица (ООО, АО, ПАО);
  • 02 –налоговые агенты;
  • 03 — ФГУП «Почта России» по перечислениям частных лиц;
  • 06, 16, 17 — компании и лица, занимающиеся экспортом и импортом продукции, товаров;
  • 08 — плательщики страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС;
  • 09, 10, 11, 12 — субъекты хозяйственной деятельности без статуса юрлица, которые самостоятельно платят налоги (например, ИП или нотариусы);
  • 13 — граждане РФ;
  • 14 — налогоплательщики, выплачивающие доход физлицам;
  • 24 — частные лица, перечисляющие страховые взносы;
  • 15 — кредитные институты, финансовые компании, ФГУП «Почта России» по платежам граждан;
  • 19 — фирмы по обязательствам физлиц перед ФНС;
  • 20 — кредитные и финансовые институты по частным перечислениям физлиц;
  • 23 — внебюджетные фонды;
  • 25 — финансовые организации, выступающие в качестве гарантов;
  • 26 — частные лица и организации при погашении обязательств должнику.

Указанные данные записывают в поле 101 платежек.

* * *

Несмотря на кажущуюся простоту, заполнение статуса плательщика в поручениях банку на перевод средств требует внимательного отношения и всестороннего анализа положений законодательства.