Водный налог введен на территории России не так давно: в 2005 году Госдума решила дополнить Налоговый кодекс еще одной главой, намереваясь таким образом увеличить поступления в бюджет за счет повышения фискальной нагрузки на бизнес. В этой статье будут рассмотрены плательщики водного налога, а также его база, ставка и расчетный период.

Кто является плательщиками водного налога

Кто не должен платить водный налог

Как определить базу для начисления водного налога по НК РФ

Что является налоговым периодом для водного налога по Налоговому кодексу

Ставки для водного налога в 2016 году

Как рассчитывается водный налог в 2016 году

Важно не путать с водным налогом

 

Кто является плательщиками водного налога

Определить, кто является плательщиком налога, на сегодняшний день не так-то просто в связи с периодическими изменениями и хитросплетениями Налогового и Водного кодексов. Начнем с того, что с 2005 года для получения некоторых видов «водной» деятельности налоговое законодательство требовало получать лицензию и платить водный налог.

Однако уже с 2007 года Водный кодекс отменил лицензирование и разрешил вести бизнес на основании договоров и решений органов власти, заменив налоговые платежи арендными. Таким образом, видим нелегкую для восприятия картину: если предприниматель получил лицензию до 2007 года, то он признавался налогоплательщиком, но только на срок действия лицензии. Вместо продления лицензии нужно было заключить новый договор пользования водой и платить уже неналоговые платежи. Если же предприниматель решил начать деятельность после 2007 года, то плательщиком водного налога он уже не признается, так как с этого года получать лицензию не требовалось.

Это еще не все. Существует вид деятельности, который облагается водным налогом в любом случае, даже при отсутствии лицензии после 2007 года. Это деятельность по забору водных ресурсов подземным способом (закон «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1).

Итак, обязательства по водному налогу имеют лица (организации, ИП, обычные граждане), получившие лицензию до 2007 года. Такие виды деятельности связаны со специальным использованием водного объекта в следующих целях:

  • для обеспечения населения водой — питьевой и для бытовых нужд;
  • для транспортировки лесоматериала по воде;
  • для применения в сельском хозяйстве;
  • для применения в производстве, в строительстве;
  • для добычи полезных ископаемых;
  • для гидроэнергетических процессов.

В некоторых субъектах, например в Москве и Санкт-Петербурге, с 2015 года были отменены все лицензии, полученные до 2007 года (п. 5 ст. 5 закона от 3.06.2006 № 73-ФЗ).

 

Кто не должен платить водный налог

Не все коммерческие структуры, использующие водные ресурсы в хозяйственной деятельности, должны платить водный налог. Не являются плательщиками те субъекты, в отношении которых справедлив хотя бы один из следующих пунктов:

  • Бизнес причисляется к «водному», то есть имеет непосредственное отношение к воде (рыболовный и охотничий промысел, судоходное дело, оросительная деятельность).
  • Бизнес уже облагается иным налогом за использование ресурсов в водном пространстве (использование лечебных вод с минералами, термальных источников).
  • Бизнес связан с охраной водного объекта.
  • Бизнес имеет льготы для ведения особой деятельности (например, обеспечение рекреационной зоны, оборудованной только для инвалидов, ветеранов, детей).
  • Бизнес создан для воспроизводства водных и иных биологических ресурсов.

Кроме того, если предприниматель имеет лицензию, но фактически не пользуется водными ресурсами, он не должен уплачивать водный налог, однако обязательство по сдаче ежеквартальной декларации за ним сохраняется. Отчетность с нулевыми показателями нужно будет сдавать до тех пор, пока лицензия не аннулируется (лучше сделать это самостоятельно).

 

Как определить базу для начисления водного налога по НК РФ

При различных видах деятельности подходы к определению налоговой базы для водного налога будут различными:

  • если воду забирают для дальнейшего использования, то в качестве базы выступает объем водного забора;
  • если используют водное пространство (кроме перевозки лесоматериала), то базой считается площадь объекта;
  • если по воде транспортируют лесоматериалы, то к базе относят объем материалов и длину маршрута;
  • если воду используют для выработки электроэнергии, то в качестве базы учитывается объем выработанной энергии.

Что является налоговым периодом для водного налога по Налоговому кодексу

Налоговым периодом по водному налогу является квартал. Крайний срок подачи декларации и срок уплаты водного налога — 20-е число месяца, следующего за отчетным кварталом. Отчетность нужно подавать в то отделение налоговой, где находится используемый водный объект. Это правило не касается крупнейших плательщиков, которые подают декларацию в свою инспекцию по месту нахождения организации.

 

Ставки для водного налога в 2016 году

Размер ставок по водному налогу исчисляется в рублях на единицу базы и различается в зависимости от регионального местонахождения объекта, экономического района, бассейна конкретного водоема. Например, за забор воды из бассейна реки Волги в Центральном экономическом районе подземным способом ставка налога будет равняться 360 руб. за 1000 куб. м. А при подземном заборе воды из озера Байкал Восточно-Сибирского экономического района ставка составляет уже 678 руб. за 1000 куб. м.

Также ставка зависит от того, каким способом происходил забор воды — поверхностным или подземным.

Если вода берется в количестве, превышающем установленное ограничение, то ставка увеличивается до пятикратного размера.

До 10-кратного размера ставка увеличивается при заборе подземной воды в случае, если в последующем ее собираются перепродавать.

Если плательщик не может своими силами измерить количество используемой воды, то в качестве корректирующего коэффициента берется значение 1,32 (в 2015 году коэффициент был ниже — 1,15) и дополнительный показатель 1,1.

Если забор воды происходит с целью обеспечения потребностей населения, то применяется пониженная ставка, равная 70 руб. за 1000 куб. м воды.

 

Как рассчитывается водный налог в 2016 году

В 2015 году ввели специальные коэффициенты, которые повышают налоговое бремя по водному налогу. Данные коэффициенты приведены в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ на период до 2026 года. С 2026 года корректирующий показатель будет рассчитываться исходя из динамики потребительских цен.

В декларации нужно указывать значение ставки с учетом корректирующего показателя с надлежащим округлением в строке 100.

Также заметим, что после 2026 года коэффициент станет обязательным к применению даже в отношении пониженной ставки водного налога.

Водный налог рассчитывается самим плательщиком, для этого нужно умножить ставку налога с учетом применимого коэффициента на базу.

 

Важно не путать с водным налогом

Судоходное дело также подразумевает использование водных ресурсов, однако владельцы данного бизнеса не уплачивают водный налог. К судоходству применим другой налог — транспортный, — который никак не связан с водным налогом.

Также с 2007 года законодательство отменяет лицензии на деятельность, связанную с водопользованием. Использование водных ресурсов разрешено на основе договоров, решений, утвержденных соответствующим органом субъекта России. По договору предусмотрены арендные платежи за водопользование, что также не имеет отношения к водному налогу.

***

Можно сделать вывод, что использование водных ресурсов для предпринимательской деятельности продолжает оставаться платным, причем финансирование происходит от двух источников: водного налога и платежей по договору пользования водными ресурсами. В ближайшем будущем планируется увеличение фискальной нагрузки за счет повышающих коэффициентов и, как следствие, увеличения налоговых ставок. Таким образом, российское законодательство находится еще на стадии формирования механизма контроля за использованием национальных водных ресурсов. Вопрос рационального использования ресурсов подразумевает внедрение эффективной системы платежей и важен не только с экономической точки зрения (наполнение бюджетной казны), но и с экологической.