В России с целью финансирования мероприятий о защите природных ресурсов введен водный налог. Платят его не все, а определенный круг лиц, установленный НК РФ. Порядок его начисления и уплаты рассмотрен ниже.

Общая характеристика водного налога

Вопросы, регулирующие применение налога на водопользование, освещены в ст. 25 НК РФ.  Она  признает плательщиками налога лиц, имеющих лицензии на следующие виды деятельности:

  • Сплав лесов;
  • Эксплуатация акваторий объектов водного происхождения;
  • Использование водных объектов в отрасли гидроэнергетики;
  • Оснащение водозаборов из других водных объектов.

Данные субъекты являются составляющими основных элементов водного налога. Исключением являются субъекты, работающие по договорам или на основе соответствующих госрешений, принятых после 2007 года. Документы, подписанные после этой даты, подчиняются уже новым порядкам.

Как рассчитывается водный налог?

Формула расчета проста: базовая ставка, умноженная на коэффициент. В 2018-м он составляет 1.75. Его значение регулярно пересматривается, но устанавливается до начала отчетного года.

Размер базовой ставкой разнится в зависимости от региона и источника водопотребления. Он определяется в рублях за каждый потребленный кубометр воды. Например, для Северо-Западного района – 447 и 593 руб. для поверхностных и подземных водоемов, принадлежащих к бассейну Волги. Для той же реки в другом регионе ставки другие.

Ставка подразумевает забор воды в пределах установленного лимита. Помимо базы, ставки и годового коэффициента к основным элементам водного налога относится еще и повышающая надбавка – к-т 10. Она применяется за продажу воды. Забор воды для снабжения населения облагается налогом по особой ставке – 107 руб./куб.м.

База для налога

Расчет водного налога в 2018 году требует учета следующих факторов по каждому виду деятельности:

  • При осуществлении водозабора имеет значение объем забранной воды в течение отчетного периода. Сведения извлекаются из показателей измерительных приборов. Если их нет, то за базу расчета берется мощность оборудования и время его работы. Альтернатива – применение установленных норм потребления;
  • При сплаве леса объем обрабатываемой древесины в куб. м. умножается на коэффициент расстояния. Полученная сумма делится на 100;
  • Эксплуатация акватории обязывает определять показатели на основе предоставленного пространства;
  • Гидроэнергетические предприятия берут за базу количество произведенной электроэнергии за отчетный период.

Отчеты формируются каждые 3 месяца. Для предоставления отчетности в ФНС отводится 20 дней с конца отчетного периода. В начале каждого года формируется декларация за истекший год.

Нюансы

Если говорить кратко о водном налоге, то следует отметить его отдельные нюансы.  Бухгалтерам, работающим в предприятиях, чья деятельность связана с водопользованием, при формировании отчетности следует ссылаться на следующие пункты закона:

  • Порядок начисления – ст. 333 НК РФ, п. 13;
  • Следующий пункт данной статьи разъясняет сроки уплаты начисленных налогов;
  • О том, в какой бюджет должны быть направлены налоговые платежи, можно узнать из ст. 50 Бюджетного Кодекса РФ.

Водный налог относится к косвенным. Многие субъекты бизнеса интересуются тем, в какой бюджет зачисляется водный налог? Согласно закону, средства, собранные по данной статье, пополняют часть федерального бюджета. Все вопросы, связанные с получением льгот, уточнения сроков и порядка уплаты НК РФ.