Все субъекты, владеющие землей, обязаны по НК платить земельный налог. Другое дело, что данный сбор не является федеральным, а его уплата регламентируется муниципальными властями. Поэтому методика расчета и уплаты в некоторых регионах страны может отличаться друг от друга. Но далее будет рассказано о том,  как определяется налоговая база по земельному налогу, кто платит такой налог, а кто имеет некие льготы.

Налоговая база и авансовые платежи

Земельный налог уплачивается не по итогу отчетного года, как большинство налогов, а наперед, то есть с помощью авансовых платежей. Такое правило работает не для всех. Авансовые платежи по налогу на землю равны 25% от общей годовой суммы земельного налога, то есть ¼.  Для того, чтобы заплатить сбор, необходимо рассчитать налоговую базу. Это основа основ, поскольку ее впоследствии необходимо умножить на ставку земельного налога и получить общую итоговую сумму к уплате. Теперь остается два вопроса:

  1. Какой размер ставки по налогу?;
  2. И как найти налоговую базу?

По поводу ставки, то нельзя определить размер ставки для всех земельных участков сразу, поскольку именно местные органы власти устанавливают ее размер и принимают решение для каких участков какой процент устанавливать. Поэтому необходимо обратиться за разъяснениями к местным властям или в территориальный орган ФСН. Ставки, как правило, устанавливаются на долгосрочной основе и не изменяются каждый год. Средний диапазон ставки от 0,3 до 1,5%.

Налоговой базой по земельному налогу признается в соответствии с Налоговым Кодексом РФ кадастровая стоимость, которую определяет, рассчитывает и потом вносит в реестр специальный орган Росреестр. Поэтому после того, как определена ставка налога, необходимо обратиться в Росреестр и узнать кадастровую стоимость. Если на руках есть выписка из кадастра, а она должна быть у всех собственников земли, то тогда  можно воспользоваться официальным сайтом такого федерального органа исполнительной власти. На сайте есть публичная кадастровая карта, где при вводе номера земельного участка, высвечивается расположение объекта, его координаты, площадь и стоимость на данный момент.

Обращаем внимание, что кадастровая стоимость не постоянная величина, а изменяется ввиду многих факторов. Для земельных участков предусмотрено изменение кадастровой стоимости 1 раз в 3-5 лет, поэтому необходимо каждый год проверять: не изменилась ли стоимость.

Но как рассчитать авансовый платеж по земельному налогу, если известна ставка и стоимость? Далее представлен чисто теоретический алгоритм расчета:

  1. Определяется ставка и кадастровая стоимость. Два показателя перемножаются и получаем ту сумму, которую необходимо оплатить в региональный бюджет;
  2. Делим полученную сумму на 4 части и ¼ уплачиваем в качестве аванса за 1-й квартал текущего года, соблюдая сроки;
  3. Каждый квартал уплачиваем по ¼ от налоговой базы, выполняя обязательства налогоплательщика.

Для наглядности пример: кадастровая стоимость земельного участка 1 миллион рублей, ставка составляет 1 %. Какой авансовый платеж должен заплатить субъект хозяйственной деятельности за 1-й квартал?

Расчет:

  1. Налоговой базой по земельному налогу в данном случае является: 1000000*0,01 =10000 рублей
  2. Сумма аванса составляет 10000/4 = 2500 рублей.

Сроки уплаты

Какие же сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу? Здесь все индивидуально, и представители региональных и  местных властей имеют право устанавливать свои сроки уплаты и ее периодичность. Но, как правило, работает общепринятая практика: земельный налог платиться поквартально со строго установленными рамками.

Сроки уплаты земельного налога:

За 1 квартал – до конца апреля текущего года;

За 2 квартал – до конца июля текущего года;

За 3 квартал – до конца октября текущего года;

За 4-й квартал – до января следующего года.

Но есть регионы, в которых не работает поквартальная система. В таком случае авансовый платеж необходимо будет перечислить за весь год. В большинстве муниципальных округов, где работает годовая система оплаты, налог платиться не авансовым способом, а уже по факту истечения отчетного года.

Обращаем внимание на то, что квартальная система работает для юридических лиц. Если речь идет о простых гражданах, то есть о физических лицах, то здесь не работает авансовая и квартальная система оплаты налога. Гражданин должен заплатить по своим обязательствам только до конца декабря года, следующего за отчетным годом. Такая же практика применяется и в отношении индивидуальных предпринимателей, которые относятся к физическим лицам.

Налогоплательщики: кто платит,  а кто нет

Относительно того, кто является налогоплательщиком по земельному налогу, то здесь никаких принципиальных особенностей нет: тот, кто является собственником земельного участка, тот и должен уплатить по обязательствам. Но возникает другой вопрос: есть ли  налоговые льготы для пенсионеров по земельному налогу, а также другие льготы для других категорий налогоплательщиков?

Отметим сразу, что непосредственно пенсионеры не имеют каких-то определенных льгот, прописанных в НК. Но муниципальные власти могут устанавливать местные льготы. Как правило, пенсионеры не освобождаются от налога, но при расчете их обязательств от величины кадастровой стоимости отнимается некая фиксированная величина. За  счет таких действий снижается размер налога к уплате. Поэтому, отвечая на вопрос, а должны ли пенсионеры платить земельный налог, ответ однозначный: должны, но в размере, который установлен местными властями.

Есть те категории, кто освобожден от налога на землю. Даже не так, для таких категорий предусмотрены разнообразные льготы, которые могут свести размер налога к минимальному. К таким категориям относятся:

  • Ветераны ВОВ;
  • Ветераны труда;
  • Физические лица, имеющие 1 или 2 группу инвалидности;
  • Герои, как России, так и бывшего СССР;
  • Чернобыльцы и другие.

Но это, что касается обычных граждан, а вот есть и юридические лица, которым по законодательству положено освобождение от таких обязательств.

Освобождение от уплаты земельного налога юридическим лицам положено:

  • Тем предприятиям, которые занимаются социальной помощью инвалидам и другим незащищенным категориям граждан;
  • Организациям, работающим в сфере судопроизводства;
  • Религиозные учреждения;
  • Органы МФД и другие ведомства их подчинения;
  • Предприятия, которые распоряжаются автопарком государственной формы собственности;
  • Органы культурной сферы, работающие в направлении развития культуры и творчества.